Высокий уровень конкуренции среди ICO заставляет бизнесменов работать над уровнем качества проектов, что в конечном итоге удорожает процесс запуска ICO в целом.
Однако стоимость ICO-проекта может быть намного ниже $1 млн. - той цифры, которую аналитики привыкли называть чаще всего.
Стоимость проведения ICO колеблется от $100 тыс. до $1,5 млн. По мнению игроков рынка, сумму затрат во многом определяет сфера, в которой запускается проект, и компетенция команды. “Чем дальше проект от чистой блокчейн инфраструктуры, тем сложнее привлекать в него деньги и, соответственно, тем он дороже.
С другой стороны, чем известнее и опытнее фаундеры, тем дешевле и проще”, - рассказал Дмитрий Филатов, основатель TopFace и рейтингового агентства ICORating, управляющий партнер хедж- фонда ICOShark. “Самые дорогостоящие сферы - те, где уже было много крупных проектов: финансы, инвестиции, ecommerce”, - считает Сергей Рябов, основатель глобальной поисковой системы по товарам AHOOLEE. Затраты на собственный проект Сергей Рябов оценил в $150 тыс.
Главная статья расходов при проведении ICO - это маркетинг, по разным данным он может составлять до 70% от общей стоимости проекта. При этом даже внушительных сумм зачастую бывает недостаточно в текущих реалиях для полноценного продвижения проекта.
Другая проблема молодых стартаперов в области ICO - концентрировать внимание на маркетинге и забывать о других важных аспектах подготовки проекта. “Отсутствие road show и выходов на инвесторов - это самая распространенная ошибка, зато часто заливают деньги в бессмысленные баннеры”,
Однако миру известны примеры успешных ICO, в ходе которых собирали миллионы долларов, потратив на рекламу минимальную сумму. “Одним из таких примеров является компания Civic, собравшая $33 млн летом 2017-г.
В чем секрет? В хорошем интересном продукте?
Возможно, да, продукт играет далеко не последнюю роль. Главное - это зажечь толпу. Мало, кто умеет это делать, поэтому и вкладывают в рекламу сотни тысяч баксов”.
В зависимости от бюджета проекта, процентное соотношение затрат на ту или иную статью расходов может изменяться. “Написание whitepaper можно сделать бесплатно, перевод на разные языки bounty, юристы - 5-10%, roadshow и конференции - 30%, адвайзеры/выходы на инвесторов - 10%, остальное маркетинг по разным каналам“.
Специалисты советую стартаперам больше внимания уделять юридическим вопросам и не экономить на правовых заключениях для ICO. “Legal opinion нужно делать только у американских юридических фирм. Это обязательное условие для привлечения средств от крупных инвесторов.
“Собрать деньги это только полдела - нужно потом ещё не получить проблем от контролирующих органов и суметь их эффективно потратить”.
Цены на проведение ICO постоянно растут и, по прогнозам экспертов, будут расти и в будущем. Конкуренция способствует этому. Только в сентябре, согласно статистике по всему миру, на ICO вышло 37 стартапов, которым удалось привлечь $850 млн.